06 декабря 2014 года учащиеся воскресной школы храма вмц. Анастасии Узорешительницы посетили выставку работ Павла Рыженко «Империя в последней войне». Следует отметить, что это первая посмертная выставка Павла Рыженко.
Экскурсию проводила вдова художника Анастасия Рыженко, которая очень трогательно, с любовью и глубоким духовным пониманием раскрывает творчество своего мужа.
Экспозицию составили масштабные реалистические полотна, в которых отражена судьба Императорской семьи и жизнь русского народа в 1914–1918 годах. Обращаясь к истории страны и народа, художник всем своим творчеством призывал к возрождению нравственности и христианских ценностей. В картинах военно-исторической тематики Павел Рыженко показывал людей, не сломленных войной, но, напротив, возвысившихся своим духом в грозное время.
Ребят особенно впечатлило большое полотно художника под названием «Брусиловский прорыв». По сути, именно Император был автором этой гениальной стратегической операции Брусиловского прорыва, и она должна была быть названа его именем. Брусилов, изменивший государю, перед смертью каялся: «Мы сами совершили это беззаконие над Россией, мы ее уничтожили, мы ее убили».
Неизгладимое впечатление осталось у ребят от картины «Стоход. Последний бой Лейб-Гвардии Преображенского полка». Наибольшая часть Преображенского полка полегла под пулями. Полк был брошен на самый тяжелый участок фронта, на самую передовую. Белая бабочка на переднем плане — словно душа настоящего русского солдата. Как выбирали преображенцев? В русских деревнях, из многодетных семей. Выбирали не самых сильных, не самых рослых, а тех, кто искренне верил в Бога и имел нравственный стержень. Это была элита армии и нравственно, и физически. Их растили как защиту государя. Славные преображенцы ринулись защищать нашу общую честь и будущую победу России, которая, как и эта гвардия, стоит посреди мира под своим знаменем под огнем ненависти…
Конечно же, ребята, присутствовашие на экскурсии, не могли остаться равнодушными к полотну «Фотография на память», в котором представлены главные действующие лица уходящей эпохи — Император с семьей, духовенство и военные, — объединенные трагической судьбой. Художник имел своей целью то, чтобы зрители, вглядываясь в добрые и мудрые глаза царя на данной картине, почувствовали себя его народом, ощутили, что он по-прежнему наш Государь. Когда мы послушны и верны, когда в сердце есть смирение, Сам Господь даст нам такую благодать, что мы даже представить не можем, как изменилась бы нация, если бы она была глубоко смиренна.
Эмоциональное состояние героев в минуты высшего душевного напряжения ярче всего показано в работах «Наследник», «Царские погоны» и «Прощание с конвоем». Точность написанных деталей, от костюмов до выражений глаз. Поразили размеры картин, отображающие колоссальный труд, который прячется за полотнами. Дух времени неповторим. Каждый эпизод настолько сильно притягивает взгляд, настолько правдоподобно написан, а внимание автора к мелочам и небольшим фрагментам создаёт невероятное ощущение присутствия.
Данная экскурсия, даже скорее не экскурсия, а теплая беседа, многогранная, затрагивающая, главным образом, духовные темы, была просто замечательна. В конце экскурсии каждому ребенку вручили подарок: диск с трилогией И.С. Шмелева «Лето Господне».